Побыловский Артем, Горбачева Таиса
Научный руководитель: ст. преподаватель Лукашевич С.А.
УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Аннотация: В статье рассматривается методика организации факультативных занятий, являющимися одной из форм проведения учебных занятий, которые направлены на повышение качества знаний учащихся и развитие их логического мышления.
Ключевые слова: факультативные занятия, мотивация, активизация познавательной деятельности.
Одной из форм повышения качества знаний учащихся и активизации их познавательной деятельности являются факультативные занятия. Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.
Функции факультативных занятий:
- предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;
- мотивирующая: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве. У многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;
- общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;
- профориентационная: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для “профессиональных проб”, что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.
Целями факультативных занятий могут быть:
- подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
- подготовка одаренных школьников к олимпиадам;
- формирование профориентационной компетентности учащихся;
- общекультурное развитие учащихся;
- приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
- коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.
Факультативные занятия можно дифференцировать по содержанию: предметной направленности, общеразвивающей и общекультурной направленности, профориентационные.
В качестве примера факультативного занятия нами разработан конкурс эрудитов «Дальше... Дальше...».
«Конкурс эрудитов «Дальше... Дальше...»:
1-я команда
1. Электрическим током называется ... заряженных частиц.
(Направленное, упорядоченное движение.)
- Единица электрического сопротивления. (1 Ом.)
- Формула закона Ома для участка цепи. ( I=U/R .)
- Основное действие электрического тока. (Магнитное.)
- Мощность равна отношению работы к ... (Времени.)
- Закон о тепловом действии тока принадлежит ...(Джоулю-Ленцу.)
- При последовательном сопротивлении проводников напряжение
прямо пропорционально ... (Их сопротивлению.)
8. Как найти общее сопротивление проводников, соединенных параллельно? ( )
9. Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся
электронов с ... (Ионами кристаллической решетки.)
10. Условием существования электрического тока является наличие
свободных зарядов и ... (Наличие электрического поля.)
11. Единица ЭДС. (1В.)
12. Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и ... (Родматериала.)
13. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при ... (Параллельном соединении.)
14. Электрическое напряжение измеряют ... (вольтметром), который должен иметь ... (Большое сопротивление.)
15. Формула работы электрического тока. (A=IUt A=I2Rt A=(U2 t)/R)
16. 1 кВт.ч —единица ... (Работы.)
17. Формула ЭДС. (Е =(Acm)/q .)
18. Короткое замыкание возникает, если ... (Внешнее сопротивление цепи мало.)
19. Амперметр включается в цепь ... (Последовательно.)
20. Сторонние силы в отличие от кулоновских ... (Непотенциальны.)
21. Сила тока равна произведению скорости движения электронов, их заряда, площади поперечного сечения проводника и ... (Концентрации электронов. I = еnSV .)
22. Электрический ток в проводнике создается.. R. (Свободными электронами.)
23. Формула закона Джоуля-Ленца, (Q=I2t .)
24. При параллельном соединении сила тока меньше в том проводнике,
где сопротивление ... (Больше.)
2-я команда
- Какое действие электрического тока отсутствует у сверхпроводников? (Тепловое.)
- Электрический ток - ... движение заряженных частиц (Направленное.)
- Единица силы тока. (1 А.)
- Удельное сопротивление проводника показывает, какое сопротивление имеет проводник из данного материала, если его длина 1 м ….( площадь поперечного сечения — 1 мм2)
- За направление тока принято считать направление движения ... заряженных частиц. (Положительно.)
- Сторонние силы -- любые силы ... происхождения. (Неэлектростатического.)
- 1 кОм - это ... (1000 Ом.)
- Формула сопротивления проводника. (R=ρ)
- Если n проводников сопротивлением R1 соединены параллельно, то их общее сопротивление равно…(R=)
- Силу тока измеряют..., который должен иметь ... (Амперметром, малое сопротивление.)
- В электродвигателе энергия электрического тока превращается в ... (Механическую.)
- Формула мощности электрического тока. (Р = IU; P=I2R; P= U2/R)
- Единица мощности (1 Вт.)
- Формула закона Ома для полной цепи. ( I=)
- Внутреннее сопротивление цепи - это сопротивление ... (Источника тока.)
- 1 мА= ... (0,001 А.)
- Сила тока во всех потребителях тока одинакова при их ... (Последовательном соединении.)
- Вольтметр включают в цепь ... (Параллельно.)
- При увеличении длины проводника его сопротивление ... (Увеличивается)
- При последовательном соединении общее напряжение будет равно... (Сумме напряжений на отдельных проводниках.)
- Под действием сторонних сил заряды внутри источника движутся ... (Против кулоновских сил.)
- Единица силы тока 1 А в систему СИ введена через ... (Магнитное взаимодействие токов.)
- Работа сторонних сил на замкнутой траектории ... (Неравна 0.)
- Природа сторонних сил в гальваническом элементе -- ... (Химическая.)
- Специальный прибор для измерения мощности, это -- ... (Ваттметр.)
Образование – непрерывный и динамичный процесс, который должен продолжаться и за пределами урока. И не последнюю роль здесь играет способность учителя заинтересовать ученика, в том числе, и посредством применения современных педагогических технологий. На основе проведения факультативных занятий разработана методика исследовательской деятельности, которая успешно внедряется в учебном процессе.
Список литературы
- Кабардин О.Ф. Методика преподавания физики. Пособие для учителей / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина. – М.: Просвещение, 1990. – С.122-124.