Побыловский Артем, Горбачева Таиса

Научный руководитель: ст. преподаватель Лукашевич С.А.

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

Аннотация: В статье рассматривается методика организации факультативных занятий, являющимися одной из форм проведения учебных занятий, которые направлены на повышение качества знаний учащихся и развитие их логического мышления.

Ключевые слова: факультативные занятия,  мотивация, активизация познавательной деятельности.

Одной из форм повышения качества знаний учащихся и активизации их познавательной деятельности являются факультативные занятия. Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

Функции факультативных занятий:

- предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;

- мотивирующая: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве. У многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;

- общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;

- профориентационная: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для “профессиональных проб”, что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.

         Целями факультативных занятий могут быть:

- подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;

- подготовка одаренных школьников к олимпиадам;

- формирование профориентационной компетентности учащихся;

- общекультурное развитие учащихся;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

- коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

Факультативные занятия можно дифференцировать по содержанию: предметной направленности, общеразвивающей и общекультурной направленности, профориентационные.

В качестве примера факультативного занятия нами  разработан  конкурс  эрудитов  «Дальше... Дальше...».

 «Конкурс эрудитов «Дальше... Дальше...»:

1-я команда

1.   Электрическим током называется ... заряженных частиц.

(Направленное, упорядоченное движение.)

  1.  Единица электрического сопротивления. (1 Ом.)
  2. Формула закона Ома для участка цепи. ( I=U/R .)
  3. Основное действие электрического тока. (Магнитное.)
  4. Мощность равна отношению работы к  ... (Времени.)
  5. Закон о тепловом действии тока принадлежит ...(Джоулю-Ленцу.)
  6. При последовательном сопротивлении проводников напряжение
    прямо пропорционально ... (Их сопротивлению.)

8.   Как найти общее сопротивление проводников, соединенных параллельно? (image002 image004)

9.   Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся
электронов с ... (Ионами кристаллической решетки.)

10. Условием существования электрического тока является наличие
свободных зарядов и ... (Наличие электрического поля.)

11. Единица ЭДС. (1В.)

12. Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и ... (Родматериала.)

13. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при ... (Параллельном соединении.)

14. Электрическое напряжение измеряют ... (вольтметром), который должен иметь ... (Большое сопротивление.)

15. Формула работы электрического тока. (A=IUt  A=I2Rt A=(U2 t)/R)

16. 1 кВт.ч —единица ... (Работы.)

17. Формула ЭДС. (Е =(Acm)/q .)

18. Короткое замыкание возникает, если ... (Внешнее сопротивление цепи мало.)

19. Амперметр включается в цепь ... (Последовательно.)

20.    Сторонние силы в отличие от кулоновских ... (Непотенциальны.)

21.    Сила тока равна произведению скорости движения электронов, их заряда, площади поперечного сечения проводника и ... (Концентрации электронов. I = еnSV .)

22.    Электрический ток в проводнике создается.. R. (Свободными электронами.)

23.    Формула закона Джоуля-Ленца, (Q=I2t .)

24.    При параллельном соединении сила тока меньше в том проводнике,
где сопротивление ... (Больше.)

2-я команда

  1. Какое действие электрического тока отсутствует у сверхпроводников? (Тепловое.)
  2. Электрический ток - ... движение заряженных частиц (Направленное.)
  3. Единица силы тока. (1 А.)
  4. Удельное сопротивление проводника показывает, какое сопротивление имеет проводник из данного материала, если его длина 1 м ….( площадь поперечного сечения — 1 мм2)
  5. За направление тока принято считать направление движения ... заряженных частиц. (Положительно.)
  6. Сторонние силы -- любые силы ... происхождения. (Неэлектростатического.)
  7. 1 кОм - это ... (1000 Ом.)
  8. Формула сопротивления проводника. (R=ρimage006)
  9. Если n проводников сопротивлением R1 соединены параллельно, то их общее сопротивление равно…(R=image008)
  10. Силу тока измеряют..., который должен иметь ... (Амперметром, малое сопротивление.)
  11. В электродвигателе энергия электрического тока превращается в ... (Механическую.)
  12. Формула мощности электрического тока. (Р = IU; P=I2R; P= U2/R)
  13. Единица мощности (1 Вт.)
  14. Формула закона Ома для полной цепи. ( I=image010)
  15. Внутреннее сопротивление цепи - это сопротивление ... (Источника тока.)
  16. 1 мА= ... (0,001 А.)
  17. Сила тока во всех потребителях тока одинакова при их ... (Последовательном соединении.)
  18. Вольтметр включают в цепь ... (Параллельно.)
  19. При увеличении длины проводника его сопротивление ... (Увеличивается)
  20. При последовательном соединении общее напряжение будет равно... (Сумме напряжений на отдельных проводниках.)
  21. Под действием сторонних сил заряды внутри источника движутся ... (Против кулоновских сил.)
  22. Единица силы тока 1 А в систему СИ введена через ... (Магнитное взаимодействие токов.)
  23. Работа сторонних сил на замкнутой траектории ... (Неравна 0.)
  24. Природа сторонних сил в гальваническом элементе -- ... (Химическая.)
  25. Специальный прибор для измерения мощности, это -- ... (Ваттметр.)

Образование – непрерывный и динамичный процесс, который должен продолжаться и за пределами урока. И не последнюю роль здесь играет способность учителя заинтересовать ученика, в том числе, и посредством применения современных педагогических  технологий. На основе проведения факультативных занятий разработана методика исследовательской деятельности, которая успешно внедряется в учебном процессе.

Список литературы

  1. Кабардин О.Ф. Методика преподавания физики. Пособие для учителей / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина. – М.: Просвещение, 1990. – С.122-124.

 

Додати коментар