Барабанов Александр, Санина Янина
Научный руководитель: ст. преподаватель Желонкина Т.П.
УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Аннотация. В статье рассматриваются различные методические и дидактические приемы, применяемые при планировании учебных занятий приемы с учетом основных документов, регламентирующих деятельности учителя в средней школе.
Ключевые слова: урок, поурочный план, поурочный конспект, методический прием, познавательная деятельность.
Поурочный план – документ, регламентирующий деятельностьв соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на уроке: 1) учителя – по организации процесса овладения учащимися универсальными учебными действиями в соответствии с учебной программой и формирования у них положительного отношения к ценностям, формируемым в соответствии с учебно-воспитательной программой школы; 2) учащихся – по овладению универсальными учебными действиями по предмету в соответствии с учебной программой и формированию положительного отношения к ценностям, формируемым в соответствии с учебно-воспитательной программой школы.
Поурочный план составляется учителем в соответствии с учебной программой, календарно-тематическим планированием по предмету. Основные задачи поурочного плана: 1) определение места урока в изучаемой теме; 2) определение триединой цели урока (ТЦУ); 3) отбор содержания урока в соответствии с ТЦУ; 4)группировка отработанного учебного материала и определение последовательности его изучения; 5) отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для «освоения» и «усвоения» ими учебного материала [1].
Рассмотрим основные методики разработки поурочного плана:
- Основными компонентами поурочного плана являются: а) целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы; б) коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом; в) содержательный: набор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.д.; г) технологический: выбор форм, методов и приемов обучения; д) контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
- Определение триединой цели на каждый урок.
- ТЦУ включает следующие аспекты: а) образовательный: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков; б) воспитательный: формирование у учащихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности; в) развивающий: развитие у учащихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
- Этапы планирования урока: а) определение типа урока, разработка его структуры; б) отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний; в) выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке; г) подбор методов, технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом; д) выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы; е) определение списка учеников, знания, умения которых будут проверяться; ж) определение форм и объема домашнего задания; з) продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии; и) оформление поурочного плана.
- Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока: а) учет индивидуальных, возрастных и психических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом; б) разнообразие учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям; в) дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»; г) определение способов развития познавательного интереса учащихся, «изюминки» урока (интересный факт, эффективный опыт и т.п.) [1].
Приведем пример поурочного плана-конспекта по теме: «Звук. Высота и громкость звука» в 11-м классе:
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить учащихся со звуковыми волнами как одним из видов механических волн; ввести понятия высоты, тембра и громкости звука; показать их отличие. Дать возможность детям ощутить радость познания, открытия. Создать содержательные и организационные условия для развития критического мышления. Показать связь физики и биологии, расширить понятие «звуковые волны», рассказать о применении ультразвука в природе, закрепить навыки решения задач; продолжить формирование навыков самостоятельного поиска необходимого материала.
Развивающие: Развивать память, внимание, мышление. Продолжить работу по формированию умственной деятельности: анализа, способности наблюдать, делать выводы, выдвигать гипотезы. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале (составление конспекта), грамотно излагать свои мысли; воспитывать стремление к познанию. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей средствами ИКТ
Воспитательные: Воспитание понимания причинно-следственных связей в окружающем мире и познаваемости окружающего мира; расширить кругозор учащихся; развивать самостоятельность учеников, использовать полученные знания в повседневной жизни
Оборудование к уроку: звуковой генератор, динамик, соединительные провода.
Ход урока:
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||||||||||||||||
1. | Организационный момент | Организация рабочего места | ||||||||||||||||
2. | Диагностика избирательности внимания. | Среди буквенного текста имеются слова. Необходимо как можно быстрее считывая текст, выписать эти слова. Время работы – 3 минуты. Мыварэшофазатлэшрчастотадол Оаыапериодчроьюмаятникспробн Юдоамплитудачпрвдвижениекаявд Вроколебательнаялфакрэсистемазш Бошесвободныеиорэшгколебанияшз Устно дать определение данных понятий | ||||||||||||||||
3. | Актуализация Демонстрация опытов: 1. Опыт-шутка «Подарок».Разверни подарок, который я тебе приготовила. Что произойдет, если пуговицу, через дырки которой продета резинка, прикрепленная к кусочку изогнутой проволоки, завернуть в бумагу? 2. Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью «поет», если мокрой подушечкой указательного пальца водить по его торцу? | При вращении пуговица задевает своими краями за плотную бумагу кулька, та начинает колебаться, издавая звук. Для увеличения громкости нужно увеличить амплитуду колебаний бумаги, например, сделав на боковой поверхности пуговицы зубчики. При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А т.к. бокал - твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора. | ||||||||||||||||
4. | Объяснение нового материала Фронтальный опыт «Демонстрация звуковых волн различной частоты» Цель: с помощью звукового генератора получить волны от 20 до 20000 Гц | Конспект в тетрадях Звук – продольная механическая волна, распространяющаяся в упругой среде, с частотой от 20 до 20000 Гц | ||||||||||||||||
5. | Работа с учебником: «Высота и тембр звука», «Громкость звука», сделав в тексте пометки ( не более 10 минут): «!»- «знаю» «−»- «противоречит моим первоначальным представлениям» «?»- «хочу узнать» «+»- « это для меня новое» Обсуждение с учащимися информации, записанной в третьей колонке, запись на доске. Выделить в параграфах главную мысль: от чего зависят характеристики звука Обсуждение с учащимися информации, записанной во второй колонке. | Конспект в тетрадях
| ||||||||||||||||
6. | Первичное закрепление знаний Решение задачи: Период колебаний крыльев шмеля 5 мс. Частота колебаний крыльев комара 600 Гц. Какое из насекомых сделает больше взмахов крыльями за 1 мин и на сколько? | Дано: СИ Т1=5мс 0,005 с Т1= t / N1 , N1 = t / Т1 ν2 = 600 Гц N 1= 60с/0.005 с =12000 t = 1 мин 60 с ν2 = 1/T2 , T2 = 1/ ν2 N1 / N2 T2 = 1/ 600 Гц =0,0017 с N2 = t / Т2 , N2 = 588 N1 / N 2≈20 | ||||||||||||||||
7. | Организация первичного закрепления Решение задачи. Вредными для здоровья человека являются инфразвуки с частотой 8 Гц. | Определите длину волны этого инфразвука в воздухе, если скорость звука в воздухе 340 м/с. Дано: ν= 8 Гц λ = υ / ν υ = 2 м/с λ = 0,25 м λ -? | ||||||||||||||||
8. | Подведение итогов урока | |||||||||||||||||
9. | Рефлексия | |||||||||||||||||
10. | Домашнее задание |
Список литературы
- Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы; под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. - М.: Академия, 2000. – 368с.