Борисова Юлия, Чистякова Галина

Научный руководитель – Т.П. Желонкина

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

Аннотация. В статье рассматривается  различные методические приемы, применяемые при решении задач для активизации познавательной деятельности учащихся.

Ключевые слова: физическая задача, методический прием, познавательная деятельность.

Решение задач – составная часть большинства уроков физики. Задачи решаются в начале урока, для проверки знаний учащихся, а также в конце урока, для повторения и углубления изученных знаний. Значительную часть времени занимает решение задач на уроках повторения, обобщения и систематизации знаний. Часть уроков физики специально посвящена решению задач. Отдельные пояснения о решении задач ученики получают так же в связи с домашним заданием. В среднем на уроках физики решение задач занимает 1/3 всего учебного времени.

Основная цель статьи – применение различных методических приемов, которые  используются нами при решении задач и позволяют повысить эффективность текущей проверки знаний учащихся, их ответственность за свою работу.При решении задач на уроках посвященных полностью решению задач применяются следующие методические приемы:

  1. решение задач на доске учителем для сообщения сведений о новых типах задач, методах их решения, проведению анализа физической ситуации, оформлению записей и т.д.;
    1. решение задач на доске учащимися;
    2. самостоятельное решение задач учащимися в тетрадях.

На уроках объяснения нового материала при решении физических задач используются чаще всего такие приемы:

  1. решение задач на доске поочередно вызванными учащимися;
  2. решение задач несколькими учащимися в тетрадях по предложенным карточкам;
  3. самостоятельное решение задач всем классом в виде 10-12-минутной письменной работы.

Для развития активизации познавательной деятельности всех учащихся дополнительно используются следующие приемы: ставят цель и практическую значимость содержания задачи; выдвигают гипотезы или несколько вариантов решения; используют «занимательные задачи», применяют наглядные пособия и проводят опыты; сочетают коллективную и самостоятельную работу.

Урок объяснения нового материала: в начале данного типа задач обычно используются для проверки и закрепления изучаемого материала. Методические приемы, которые используются при этом, были изложены в предыдущем параграфе, поэтому нет смысла вновь на них останавливаться. Нужно добавить лишь то, что эти приемы помогают оперативно проверять знания учащихся и экономить время.Задачи в начале урока перед объяснением нового материала не должны быть громоздкими. Лучше всего здесь решать качественные задачи, позволяющие выяснить сущность явления.При изучении нового материала в зависимости от его содержания и методов преподавания задачи могут быть основным средством изучения физических явлений или играть роль иллюстраций.

Урок решения задач. Учитель заранее, еще при тематическом планировании, определяет цели урока: формирование понятий и углубление изученного материала, привитие навыков, проверка знаний учащихся и т.п. От этого во многом зависит подготовка учителя к уроку, определение его содержания и методов его проведения.

Важное значение имеет также подготовка к уроку учащихся, включающая в себя прежде всего повторение или изучение ими теоретического материала. Этот материал в самом кратком виде полезно повторить с учащимися в начале урока или перед решением соответствующих задач.

На уроках по решению задач применяют в основном две формы организации работы класса: решение задач на доске учителем с привлечением учащихся или под его руководством и самостоятельное решение учащихся задач в тетрадях. Первую форму занятий применяют преимущественно тогда, когда разбирают новые типы задач или учителю необходимо дать учащимся новые знания (сведения) о методах решения, оформлении записей, системных единиц и т.п., а вторую - используют главным образом для формирования практических умений и навыков, а также для контроля успеваемости.

При решении задач на доске нужно максимально активизировать познавательную деятельность всех учащихся, иначе большая часть урока превратится для них в пассивное слушание объяснений учителя и вызванных к доске одноклассников. Для этого используют такие общепедагогические средства:

а) Постановка цели решения задач для того, чтобы показать учащимся важность и необходимость изучения данного материала. Так, перед решением задачи на нахождение линейной скорости точки, движущейся по окружности можно указать, что аналогичные расчеты должен уметь делать токарь, чтобы определить скорость резания металла, учений, рассчитывающий скорость спутника на круговой орбите и т.п. Следует указать на важность тех или иных задач и для изучения последующего учебного материала.

б) Выдвижение гипотезы или даже нескольких предложений, возможно самых противоречивых, с тем, чтоб заинтриговать учащихся и приучить их видеть в явлении различные стороны, предупредить привычку думать по шаблону.

в) Использование занимательных задач. Общеизвестно с каким интересом и энтузиазмом решают ученики задачи вечерах занимательной физики, физических викторинах и КВН.

г) Применение наглядных пособий и физических опытов. Для того, чтобы учащиеся лучше поняли условия задачи или получили при ее решении дополнительные сведения о физических явлениях и приборах, следует шире использовать это средство.

д) Правильное сочетание самостоятельной и коллективной работы в классе. Как уже отмечалось, задачу могут решать ученики или самостоятельно в тетрадях ил коллективно с помощью учителя.

е) Важным является вопрос, кого из учащихся вызвать к доске для решения задачи. Некоторые учителя для экономии времени невольно злоупотребляют вызовом к доске сильных учащихся. Другие, наоборот, стремятся обучить отстающих и чаще работают с ними. Конечно, к доске в зависимости от обстоятельства могут и должны вызываться и сильные и слабые учащиеся. Но при разборе новой задачи сильным учеником нередко не успевают следить остальные. С другой стороны, затруднения и вынужденные паузы в работе у доски для обсуждения тех или иных вопросов бывают полезны. В ходе такого обсуждения привлекаются и сильные учащиеся, что побуждает их напряженно работать со всем классом. При решении сложных задач к доске поочередно могут вызываться несколько учащихся, которые должны выполнять отдельные действия.

ж) Составление задач учащимися. Составление задач учащимися полезный педагогический прием. Для его реализации некоторые учителя требуют от учащихся на уроках не только исправлять и дополнять ответы своих одноклассников, но и задавать им вопросы и несложные задачи по определенным, указанным учителем темам. Следующий шаг, - составление учащимися в классе и дома задач на изучение формулы и закономерности. Такие задачи должны обязательно проверяться учителем, а наиболее интересные из них решаются со всем классом. Наконец, по заданию учителя учащиеся с большой пользой могут составлять задачи после изучения некоторых тем на материале опытов наблюдений, которые ученики проводят в быту, в школьных мастерских и во время экскурсий.

Во время самостоятельной работы ученики могут обращаться с различными вопросами к учителю, который должен своевременно прийти на помощь отдельным учащимся. После работы нужно проанализировать ее, обсудить различные способы решения задач.

Одним из видов самостоятельных работ являются контрольные работы. Их отличительная черта - полная самостоятельность учащихся. Контрольные работы являются средством текущей тематической и итоговой проверки знаний. Для текущей проверки знаний проводят кратковременные («летучие») контрольные, рассчитанные на 15 – 20 минут. Их целью является проверка знаний учащихся по текущему материалу, понимание ими физической сущности изучаемого материала. В такие контрольные работы включается нетрудные расчетные задачи, качественные вопросы и задачи, а также несложные экспериментальные задания (измерения длинны, взвешивание тел, определение коэффициента прения и т.п.)

Содержание заданий контрольных работ может соответствовать трем уровням усвоения знаний, которые учащиеся достигают в процессе обучения физики: 1-й уровень – знание основных положений теории, фактов, законов в простейших, знакомых учащимся условиях, определение понятий, единиц физических величин;   2-й уровень – умение применять знания на практике;3-й уровень – умение применять знания не в обычных условиях, как для второго уровня, а в видоизмененных ситуациях, в новых, незнакомых условиях, требующих некоторой самостоятельной переработки.

Уроки повторения. На уроках повторения используются задачи, недостаточно усвоенные учащимися и, кроме того, задачи, позволяющие обобщить материал темы; комбинированные задачи, объединяющие материал нескольких тем.

Список литературы

  1.  Каменский С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе./ С.Е.Каменский, В.П.Орехов – М.: Просвещение, 1974. – 384 с.

Додати коментар