Вашій увазі пропонуються спогади ветерана університету С.І. Алєксєєвої, випускниці фізико-математичного факультету 1964 року, яка присвятила нашому університету все своє життя. Зараз Світлана Іванівна на заслуженому відпочинку, але підтримує тісні зв’язки з колективом. Сьогодні вона завітала до нас, щоб поділитися спогадами про свого наставника, улюбленого викладача Серафима Михайловича Чашечникова, який у 1960-х роках один із перших на факультеті викладав програмування та обчислювальну техніку. Спогади подаються мовою оригіналу.

«Я познакомилась с Серафимом Михайловичем Чашечниковым на пятом курсе в сентябре 1963 года.

В 1962196З учебном году четвёртые курсы педагогических институтов отправили на годичную практику в сельские школы. По окончанию практики мне предложили путёвку в Болгарию и поэтому я на две недели опоздала на занятия. Когда же я вернулась, подруги с восхищением рассказали о новом преподавателе информатики, который появился у нас на физмате. Это и был С.М. Чашечников.

Фото 1 Завідувач кафедри вищої математики Чашечников С.М.

Серафим Михайлович приехал вместе с семьёй в августе 196З г. и был принят доцентом на кафедру высшей математики. Его лекции нас завораживали. Он познакомил нас с вычислительными машинами и принципами их работы. На лабораторных занятиях мы изучали язык программирования и программировали на этом языке.

Нынешнее поколение вряд ли поверит, что тогда реальный запуск своих программ студенты осуществить не могли, т.к. в Кировограде не было ни одной электронно-вычислительной машины (ЭВМ). И вот весной 1964 года, случилось невероятное! Серафим Михайлович смог организовать для нас обучение на ЭВМ за пределами Кировограда. По его ходатайству Министерство образования дало разрешение на поездку в Бердянск, где мы впервые увидели машину ЭВМ-М1 и получили отличную практику программирования. Несомненно, для тех далёких лет это было неординарное событие!

После окончания института в 1964 году меня оставили работать ассистентом на кафедре высшей математики. Я была ассистентом у двух преподавателей, Г.М. Олифера и С.М. Чашечникова выдающихся учителей.

Фото 2 С.М. Чашечников з колегами. Крайня зліва – Алєксєєва С.І.

С Серафимом Михайловичем мы разрабатывали лабораторные работы по вычислительной технике и готовили материалы для поездки на практику в Киевский педагогический институт, где Серафим Михайлович впервые заговорил о моём дальнейшем обучении в аспирантуре.

Передо мной стоял выбор одного из направлений – численные методы или методика преподавания математики. Именно С.М. Чашечников настоял на первом, т.к. видел, что это наше будущее, хоть на то время вычислительная техника и методы её использования были ещё в самом зародыше.

Отличная школа вычислительного направления в Киеве на то время уже была сформирована в Институте кибернетики НАН Украины. По совету Серафима Михайловича я поехала туда и встретилась доктором физико-математических наук Владимиром Николаевичем Остапенко, который дал мне первое задание для проверки уровня моей подготовки. Он предложил мне статью своей аспирантки для продолжения её темы исследований.

С этой статьёй я приехала домой, ознакомилась с ней и поняла, что мы такого не изучали, материал тяжёлый и про себя даже решила, что в Институт кибернетики больше не поеду. И тут сразу два старших коллеги С.М. Чашечников и Показеев стали настаивать, чтобы я сначала просто самостоятельно проверила все формулы в этой статье. Они оба меня поддерживали и интересовались, как продвигается работа, а Показеев иногда перепроверял. К моему удивлению конечный результат у меня не совпал с результатом автора. Старшие коллеги заставили меня трижды перепроверить, но результат не менялся. Я была уверена, что есть ошибка в моих преобразованиях, однако с тем и уехала в Киев.

С дрожью в голосе я сказала В.Н. Остапенко, что результат не совпадает и с ужасом ждала его вердикт. Он сразу вызвал автора и предложил ей перепроверить выкладки. Через три дня я опять пришла на приём, мысленно прощаясь с аспирантурой, Киевом и всем своим научным и преподавательским будущим. И вдруг Владимир Николаевич молча пожал мне руку и сказал: «Я Вас беру». Я проблеяла в ответ: «А экзамены?..». Он строго повторил: «Я Вас беру. Я сказал, я Вас беру. Вы приняты в аспирантуру!». Так началась увлекательная аспирантская жизнь с научными исследованиями, конференциями, семинарами, встречами с интересными людьми.

Все годы моей аспирантуры Серафим Михайлович живо интересовался моими успехами, давал дельные советы.

Отмечу, что продолжить обучение в аспирантуре и заняться научными исследованиями С.М. Чашечников помог не только мне. С его приходом на кафедру в аспирантуру поступили также В.Н. Евладенко и И.Ф. Ганжела, с которыми мы долгие годы работали вместе на кафедре высшей математики и информатики.

Я всю жизнь благодарна моему Учителю за выбор перспективного вычислительного направления, за помощь в подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру, за постоянную моральную поддержку в ходе научных исследований и написания диссертации. После аспирантуры он помогал мне в становлении. Он стал близким другом всей моей семьи, бывал у нас дома, мама потчевала его украинским борщом.

Фото 3 Аркуш альбому випускника 1970 року.

В начале 70-х С.М. Чашечников с семьёй переехал в Сумы, так как его маленькой дочери не подходил климат нашего города. Однако он все время звонил мне, спрашивал о делах, мы постоянно поддерживали отношения. Я и сейчас поддерживаю отношения с его дочерью Ольгой Чашечниковой, профессором, доктором педагогических наук, заведующей кафедрой математики Сумского государственного педагогического университета имени А.С. Макаренко Макаренко, которая достойно продолжает дело своего отца.

Как замечательно, что жизнь свела меня с прекрасным человеком, моим Учителем Серафимом Михайловичем Чашечниковым!»

До друку статтю підготувала завідувач кафедри ПМСЕ, професор Ольга Авраменко.